Экономика Греции. Экономическая характеристика Греции
Обзор экономики Греции |
Экономика Греции – капиталистическая экономика, в которой государственный сектор составляет примерно 40% от ВВП, а ВВП на душу населения Греции составляет две трети от ведущих экономик еврозоны. Туризм в Греции обеспечивает 18% от ВВП. Иммигранты составляют примерно одну пятую рабочей силы, и заняты они, преимущественно, неквалифицированной работой, или в сельском хозяйстве. Греция является крупным бенефициаром помощи ЕС, которая составляет примерно 3,3% от годового ВВП. Экономика Греции росла примерно на 4% в год с 2003 по 2007 года, но в 2009 году экономика вошла в рецессию в результате мирового финансового кризиса, что ужесточило условия кредитования, и привело к провалу Афин урегулировать растущий дефицит бюджета. К 2013 году экономика Греции сократилась на 26%, по сравнению с докризисным уровнем 2007 года. Греция удовлетворила требованиям критерия дефицита бюджета Пакта стабильности и роста ЕС по не более, чем 3% от ВВП в 2007-2008 годах, но нарушила эти условия в 2009 году, с дефицитом, превышающим 15% от ВВП. Предпринятые меры уменьшили дефицит до примерно 4% в 2013 году, включая государственные долговые платежи. Ухудшающееся положение государственных финансов, неточная и неправильно проведенная статистика, и постоянное снижение результатов реформ привели к тому, что крупные кредитные рейтинговые агентства понизили международный кредитный рейтинг Греции в конце 2009 года, что привело страну к финансовому кризису. Под сильным давлением ЕС и международных участников рынка, государство приняло среднесрочные программы жесткой экономики, которые включают уменьшение государственных расходов, снижение уклонений от уплаты налогов, реформирование системы здравоохранения и пенсионной системы, и реформирование рынка труда и рынка товаров. Перед Афинами, однако, стоят долгосрочные трудности по продолжению выполнения непопулярных реформ в условиях массовых недовольств омогущественных профсоюзов страны и широких слоев населения. В апреле 2010 года ведущее кредитное агентство присудило греческому долгу самый низкий кредитный рейтинг; в мае 2010 года МВФ и правительства еврозоны передали Греции чрезвычайные краткосрочные и среднесрочные займы, общей суммой в 147 миллиардов долларов, чтобы страна могла выплатить долг кредиторам. В обмен на самый крупный когда-либо выдаваемый антикризисный пакет, государство объявило о сокращении расходов и повышении налогов на сумму 40 миллиардов долларов на протяжении трех лет, в дополнение к уже предпринятым жестким мерам. Однако Греции не удалось достичь целей 2010 года, установленных ЕС и МВФ, особенно после того, как Евростат пересмотрел верхние пределы дефицита Греции и суммы долга на 2009 и 2010 года. В октябре 2011 года европейские лидеры и МВФ согласились предоставить Афинам второй антикризисный пакет на сумму 169 миллиардов долларов. Однако вторая сделка обговаривала, что держатели греческих государственных облигаций спишут значительную часть своих облигаций. Так как на греческие банки приходилась значительная часть государственного долга, списание отрицательно повлияло на банковскую систему, и 41 миллиард евро второго антикризисного пакета был отложен, чтобы банковская система страны достаточно капитализировалась. В обмен на второй заем Греция обещала ввести дополнительные меры экономии на сумму 7,8 миллиардов долларов в 2013-2015 годах. Однако, крупные урезания продлили экономическую рецессию Греции, и снизили налоговые поступления. На протяжении 2013 года кредиторы Греции призывали Афины увеличить усилия по повышению собираемости налогов, увольнению госслужащих, приватизации государственных предприятий, и уменьшению расходов на здравоохранение. В июне 2013 года попытки премьер-министра Антониса Самараса удовлетворить условия займа привели к тому, что партия левых демократов вышла из правительственной коалиции, когда правительство премьер-министра сделало противоречивое решение по закрытию и реструктуризации государственной теле- и радио-компании. Последующее нежелание произвести дальнейшие сокращения, и задержки в проведении реформ общественного сектора могут привести к тому, что кредиторы Греции откажут в фонде выплаты до декабря 2013 года. Однако доверие инвесторов начало показывать признаки укрепления к концу 2013 года, когда ведущие макроэкономические индикаторы показали, что падение экономики было остановлено. |
ВВП Греции - итого |
243,3 млрд. долл. (оценка 2013) |
ВВП Греции - рост |
-3,8% (оценка 2013) |
ВВП Греции на душу населения |
23 600 долл. (оценка 2013) |
Производимые продукты сельского хозяйства |
пшеница, кукуруза, ячмень, сахарная свекла, оливки, томаты, вино, табак, картофель; говядина, молочные продукты |
Отрасли, промышленность |
туризм, пищевая и табачная промышленность, текстиль ,химикаты, металлоизделия,нефть |
Рабочая сила Греции |
4,918 млн. (оценка 2013) |
Рабочая сила по сфере занятости |
сельское хозяйство: 12,4% |
Уровень безработицы Греции |
27,9% (оценка 2013) |
Население за чертой бедности |
20% (оценка 2009) |
Государственный долг Греции |
175% от ВВП (оценка 2013) |
Уровень инфляции Греции по потребительским ценам |
-0,8% (оценка 2013) |
Объем экспорта Греции |
30,39 млрд. долл. (оценка 2013) |
Экспортируемые товары Греции |
пища и напитки, промышленные товары, нефтепродукты, химикаты, текстиль |
Партнеры Греции по экспорту |
Турция - 11,6%, Италия - 9,9%, Германия - 6,5%, Болгария - 4,9% (оценка 2013) |
Объем импорта Греции |
50,58 млрд. долл. (оценка 2013) |
Импортируемые товары Греции |
техника, транспортное оборудование, топливо, химикаты |
Партнеры Греции по импорту |
Россия - 13,8%, Германия - 9,5%, Италия - 7,9%, Ирак - 7,8%, Нидерланды - 4,7%, Франция - 4,5%, Китай - 4,5% (оценка 2013) |