Краткая история Арктики. Арктика: основные исторические события
Когда первые европейские исследователи Арктики – викинги – прибыли в регион, он уже был населен эскимосами и другими народами монголоидной расы. Много позже, из-за поисков Северо-Западного прохода и Северного морского пути, с целью открытия пути до Азии из Европы, исследование севера ускорилось. Исследовательская деятельность началась в 16 веке, и продолжилась в 17 веке, но невзгоды и тяготы, с которыми пришлось столкнуться исследователям (среди исследователей этого времени можно выделить Мартина Фробишера, Джона Дэйвиса, Генри Гудзона, Уильяма Баффина, и Виллема Баренца), охладило интерес к региону. Торговцы пушниной в Канаде начали серьезные исследования тундры лишь во второй половине 18 века. Среди тех, кто начал эти исследования – Самюэль Хирн, среди тех, кто продолжил начатое – Александр Маккензи. В регионе Северной Азии и на Аляске исследования проводили русские мореплаватели под руководством Витуса Беринга, и благодаря деятельности промышленников (торговцев мехом), начало проясняться арктическое побережье.
После 1815 года британские офицеры морского флота (включая Джона Франклина, Фредерика Уильяма Бичи, Джона Росса, Джеймса Росса, Вильяма Парри, Томаса Симпсона, Джорджа Бака, и Джона Рэя), следуя примеру Джона Барроу, решили исследовать арктический регион. Исчезновение Франклина во время своей экспедиции 1845-1848 годов привело к свыше 40 поисковых отрядов. Хотя Франклин не был найден, в результате поисков все же было получено большое количество новых данных об Арктике, включая примерное расположение антарктического побережья Канады.
Большой вклад в исследование региона внесли Отто Свердруп и Вильялмур Стефансон. В евразийской части Арктики была обнаружена Земля Франца-Иосифа, и был открыт архипелаг Новая Земля. Северный морской путь стал, наконец, годен для плавания в 1879 году, благодаря экспедиции Нильса Норденшельда. Руаль Амундсен, который прошел через Северо-Западный проход (1903-1906 года), также прошел по Северному морскому пути (1918-1920 года). Кроме того, была исследована Гренландия. Роберт Пири, как было заявлено, выиграл гонку, и стал первым человеком, добравшимся до Северного полюса в 1909 году, однако по этому поводу много дискуссий. Хотя Фритьоф Нансен, когда дрейфовал вместе со своим судном Фрам во льдах (1893-1896 года), не смог добраться до Северного полюса, он внес значительный вклад в исследование региона.
Исследование региона с воздуха началось с трагической попытки братьев Андре подняться на воздушном шаре в 1897 году. В 1926 году Ричард Бэрд и Флойд Беннетт пролетели над Северным полюсом, а Амундсен и Линкольн Эллсворт пролетели из Свальбарда (Шпицбергена) до Аляски через Северный полюс и неисследованные северные регионы Аляски. В 1928 году Джордж Губерт Уилкинс пролетел из Аляски до Шпицбергена. Использование этого пути «большого круга» для воздушных перелетов увеличило важность Арктики, и, в то же время, идеи для сельского хозяйства, а также другие возможности в арктическом и субарктическом регионах привели ко многим проектам развития, особенно в СССР.
В 1937 и 1938 годах было отправлено много полевых экспедиций, со стороны Британии, Голландии, Норвегии, Советского Союза, Канады, и Америки, с целью больше узнать об Арктике. Группа советских исследователей под руководством Ивана Папанина заночевала на дрейфующей льдине рядом с Северным Полюсом, и им пришлось плыть по течению 274 дня. Было сделано множество значимых гидрологических, метеорологических, и магнетических наблюдений. К тому времени, когда их спасли с льдины, группа исследователей сдвинулась на 19° широты и 58° долготы. Арктический дрейф в дальнейшем (1937 – 1940 года) был исследован советским ледоколом «Седой». До Второй мировой войны СССР основал множество метеорологических и радио станций в Арктике. Активная деятельность СССР в сфере практического использования ресурсов также указала на способ развития арктических регионов. Между 1940 и 1942 годами канадское судно «St. Roch» совершило первое западно-восточное путешествие через Северо-Западный проход. Во время Второй мировой войны необходимость в перевозке подкреплений еще больше повысила изучение арктических условий.
После войны интерес к Арктике был очень силен. Канадская армия в 1946 году осуществила проект, одной из целей которого было испытание новых машин (в частности, снегоходов) с использованием для развития Арктики. Также было сильное желание развивать северную часть Канады и Аляски, но никаких консолидированных попыток вовлечь в процесс развития местных жителей не было, в отличие от Советского Союза. С 1954 года Соединенные Штаты и Россия основали несколько дрейфующих наблюдательных станций на льдинах с целью усиления научных исследований. В 1955 году, как часть совместной американо-канадской обороны, началось строительство 4830-метровой радиосети (линия раннего радиолокационного обнаружения, или просто линия «Дью»), простирающейся от Аляски до Гренландии. По мере смены старых радиостанций на новые, разрабатывались все более утонченные системы наблюдения. В 1993 году система, простирающаяся от северо-западной части Аляски до побережья Ньюфаундленда, была официально заменена на Северную систему предупреждения.
С продолжающимся развитием северных регионов (например, Аляски, северной части Канады, и России), Арктика приобретает все большую важность в мире. Во время Международного геофизического года (1957 – 1958 года), северными странами, заинтересованными в арктическом регионе, было основано свыше 300 арктических станций. Для плавания в арктических водах стали использоваться атомные подводные лодки. В 1958 году «Nautilus», атомная подводная лодка морского флота США, стала первым кораблем, пересекшим Северный полюс под морем. Два года спустя подводная лодка «Skate» отправилась в аналогичное плавание, и става первой подводной лодкой, всплывшей на Северном полюсе. В 1977 году советский ядерный ледокол «Арктика» добрался до Северного полюса, и стал первым надводным кораблем, добравшимся до Северного полюса.
В 1960-х годах Арктика стала местом интенсивных поисков минеральных и природных ресурсов. Обнаружение нефти на северном склоне Аляски (в 1968 году), и на канадском острове Элсмир (в 1972 году), привело к постоянным попыткам найти нефть в других местах региона. Летом 1969 года пароход «Manhattan», специально спроектированный нефтяной танкер с ледоколом, и с функциями океанографического исследовательского судна, успешно проплыл от Филадельфии до Аляски через Северо-Западный проход, что стало первой попыткой привлечь коммерческие суда в регион.
В 1971 году Эксперимент по динамике арктических льдов, благодаря совместным усилиям разных стран, начал изучение арктических льдов и их влияние на всемирный климат. В 1986 году в озоновом слое над Арктикой была обнаружена сезонная «дыра», имеющее сходство с большим истощением озонового слоя над южным полярным регионом; истощение озонового слоя приводит к тому, что вредная ультрафиолетовая радиация проникает от солнца на землю. В 21 веке, повысившийся интерес к ресурсам в Северном Ледовитом океане, вызванный уменьшением постоянного ледяного покрова из-за глобального потепления, привел к территориальным спорам между арктическими государствами. Почти все части Арктики уже были сфотографированы и разведаны с самолетов и спутников. Из этих источников были собраны точные карты Арктики.